Статья 20218

Название статьи

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ В УСЛОВИЯХ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПЕРЕХОДА 

Авторы

Бурланков Степан Петрович, доктор экономических наук, профессор, кафедра ресторанного бизнеса, Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова (Россия, г. Москва, Стремянный переулок, 36), spbur1@mail.ru
Ильина Ирина Евгеньевна, доктор экономических наук, доцент, заведующий отделом анализа и прогноза
развития научно-технологического комплекса, Российский научно-исследовательский институт экономики, политики и права в научно-технической сфере (Россия, г. Москва, ул. Земляной вал, 50а, стр. 6), skvo_ie@mail.ru
Володин Виктор Михайлович, доктор экономических наук, профессор, кафедра менеджмента, декан факультета
экономики и управления, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40), ieu@pnzgu.ru
Лапочкина Виктория Владимировна, кандидат экономических наук, старший научный сотрудник, отдел анализа
и прогноза развития научно-технологического комплекса, Российский научно-исследовательский институт экономики, политики и права в научно-технической сфере (Россия, г. Москва, ул. Земляной вал, 50а, стр. 6), vvlapochkina@inbox.ru

Индекс УДК

378.664.04 

DOI

10.21685/2072-3016-2018-2-20 

Аннотация

Актуальность и цели. В современных условиях трансформации науки и технологий как ключевой фактор развития России необходимо обеспечить экономику страны кадрами, способными противостоять «большим вызовам»,
однако на данном этапе ощущается дефицит специалистов высшей квалификации во многих ключевых отраслях, в том числе и в сфере обслуживания, способных как предложить новый продукт сферы продовольственного обеспечения с учетом перспектив его применения, так и разработать технологическую цепочку производства данного продукта, выстроить стратегию развития предложенного продукта как в краткосрочном, так и долгосрочном периоде,
определить основные требования и составить план его продвижения на рынок.
Целью данной статьи является выработка предложений по совершенствованию системы подготовки кадров высшей квалификации и разработка модели многопрофильной системы подготовки кадров, в том числе для сферы ресторанного бизнеса, с учетом ориентации на ключевые трудовые функции профессиональных стандартов, предложенных авторами, которые будут востребованы в ближайшей перспективе.
Материалы и методы. Материалами данного исследования являются требования к компетенциям, которые предъявляют компании при подборе сотрудников для реализации инновационных проектов, включая управление ин-
теллектуальной собственностью, а также учебные планы и рабочие программы направлений подготовки в сфере ресторанного бизнеса. Объектом исследования являются компетенции, которыми должны обладать инновационно ори-
ентированные кадры, востребованные предприятиями ресторанного бизнеса.
В процессе исследования применялись методы анализа и сопоставления данных при оценке отечественных и зарубежных подходов к подготовке кадров высшей квалификации, а также метод индукции и дедукции, метод обобщения, логико-структурного исследования, системного анализа, приемы статистического, сравнительного анализа. В методологическом плане при форсировании модели многопрофильной системы подготовки кадров для сферы ресторанного бизнеса в рамках единой «кафедры» применялись системный и процессный (организационного проектирования) подходы.
Результаты. В статье сформирован системный подход к подготовке специалистов в области создания (проектирования) продукта и продвижения его на рынок в соответствии с потребностями предприятий, включая технико-технологическую и экономико-управленческую сферы, по направлению «Инноватика» (общего профиля). На основе анализа потребностей рынка труда в сфере ресторанного бизнеса в области инноватики разработан перечень профессиональных стандартов и их ключевые трудовые функции, которые должны учитываться при разработке образовательного стандарта по направлению «Инноватика» общего профиля.
Выводы. Существующая в России система высшего образования должна отвечать потребностям общества в квалифицированных инновационно ориентированных специалистах, способных творчески решать профессиональные
задачи. Формированию и развитию инновационной системы в первую очередь способствуют квалифицированные кадры в области инновационной деятельности, в том числе подготовка бакалавров по направлению «Инноватика» об-
щего профиля. Перечень профессиональных компетенций выпускника программы бакалавриата должен соответствовать содержанию обобщенных трудовых функций соответствующих профессиональных стандартов. 

Ключевые слова

система высшего образования, инновационноориентированные кадры, профессиональные стандарты, трудовые функции, технологическое предпринимательство, управление интеллектуальной собственностью, инновационная деятельность

 

 Скачать статью в формате PDF

Список литературы

1. Hyung Nam Kim. The phenomenon of blogs and theoretical model of blog use in educational contexts / Hyung Nam Kim // Computers & Education. – 2008. – Vol. 51. – P. 1342–1352. – DOI 10.1016/j.compedu.2007.12.005.
2. Fischer, G. Innovative socio-technical environments in support of distributed intelligence and lifelong learning / G. Fischer, S. Konomi. – DOI 10.1111/j.1365-2729.2007.00238.x.
3. Shin, J. C. New challenges for higher education: global and Asia-Pacific perspectives / J. C. Shin, G. Harman // Asia Pacific Education Review. – 2009. – Vol. 10, iss. 1. – P. 1–13. – DOI 10.1007/s12564-009-9011-6.
4. Chanphirun Sam. Understanding the concept of the entrepreneurial university from the perspective of higher education models / Chanphirun Sam, Peter van der Sijde. – DOI 10.1007/s10734-014-9750-0.
5. Task Force on Higher Education and Society // Higher education in developing countries: Peril and promise. – Washington : The International Bank for Reconstruction and Development/THE WORLD BANK, 2000.
6. Enders, J. Higher education and labor market / J. Enders // Higher Education – Society Enschede. – The Netherlands : University of Twente, 2010.
7. Welch, A. Higher education in Southeast Asia: Blurring borders, changing balance /A. Welch. – New York : Routledge, 2011.
8. Molly N. N. Lee. Higher Education in Southeast Asia: Blurring Borders, Changing Balance / Molly N. N. Lee // Comparative education review. – 2011. – Vol. 57, iss. 1. – P. 173–175.
9. Преображенский, Б. Г. Формирование современных исследовательских компетенций в условиях российской цифровизации / Б. Г. Преображенский, Т. О. Толстых, Е. В. Шкарупета // Регион: системы, экономика, управление. –
2017. – № 3 (38). – С. 65–74.
10. Мяло, В. В. Совершенствование элементов дуального образования в системе подготовки инженерных кадров на факультете технического сервиса в АПК / В. В. Мяло, О. В. Мяло, Е. В. Демчук // Электронный научно-методический жур-
нал Омского ГАУ. – 2017. – № S3. – С. 11.
11. Воронова, Г. А. Разработка профессиональных стандартов и согласование содержания профессиональных стандартов и образовательных программ / Г. А. Воронова // Молодой ученый. – 2015. – № 10. – С. 595–597
12. Левков, К. Л. Инновационный процесс и инновационный инженер / К. Л. Левков, О. Л. Фиговский // Инженерный вестник Дона : электронный научный журнал. – 2012. – № 2.

 

Дата создания: 17.08.2018 09:41
Дата обновления: 26.12.2018 16:49