| Авторы |
Бурланков Степан Петрович, доктор экономических наук, профессор, кафедра ресторанного бизнеса, Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова (Россия, г. Москва, Стремянный переулок, 36), spbur1@mail.ru
Ильина Ирина Евгеньевна, доктор экономических наук, доцент, заведующий отделом анализа и прогноза
развития научно-технологического комплекса, Российский научно-исследовательский институт экономики, политики и права в научно-технической сфере (Россия, г. Москва, ул. Земляной вал, 50а, стр. 6), skvo_ie@mail.ru
Володин Виктор Михайлович, доктор экономических наук, профессор, кафедра менеджмента, декан факультета
экономики и управления, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40), ieu@pnzgu.ru
Лапочкина Виктория Владимировна, кандидат экономических наук, старший научный сотрудник, отдел анализа
и прогноза развития научно-технологического комплекса, Российский научно-исследовательский институт экономики, политики и права в научно-технической сфере (Россия, г. Москва, ул. Земляной вал, 50а, стр. 6), vvlapochkina@inbox.ru
|
| Аннотация |
Актуальность и цели. В современных условиях трансформации науки и технологий как ключевой фактор развития России необходимо обеспечить экономику страны кадрами, способными противостоять «большим вызовам»,
однако на данном этапе ощущается дефицит специалистов высшей квалификации во многих ключевых отраслях, в том числе и в сфере обслуживания, способных как предложить новый продукт сферы продовольственного обеспечения с учетом перспектив его применения, так и разработать технологическую цепочку производства данного продукта, выстроить стратегию развития предложенного продукта как в краткосрочном, так и долгосрочном периоде,
определить основные требования и составить план его продвижения на рынок.
Целью данной статьи является выработка предложений по совершенствованию системы подготовки кадров высшей квалификации и разработка модели многопрофильной системы подготовки кадров, в том числе для сферы ресторанного бизнеса, с учетом ориентации на ключевые трудовые функции профессиональных стандартов, предложенных авторами, которые будут востребованы в ближайшей перспективе.
Материалы и методы. Материалами данного исследования являются требования к компетенциям, которые предъявляют компании при подборе сотрудников для реализации инновационных проектов, включая управление ин-
теллектуальной собственностью, а также учебные планы и рабочие программы направлений подготовки в сфере ресторанного бизнеса. Объектом исследования являются компетенции, которыми должны обладать инновационно ори-
ентированные кадры, востребованные предприятиями ресторанного бизнеса.
В процессе исследования применялись методы анализа и сопоставления данных при оценке отечественных и зарубежных подходов к подготовке кадров высшей квалификации, а также метод индукции и дедукции, метод обобщения, логико-структурного исследования, системного анализа, приемы статистического, сравнительного анализа. В методологическом плане при форсировании модели многопрофильной системы подготовки кадров для сферы ресторанного бизнеса в рамках единой «кафедры» применялись системный и процессный (организационного проектирования) подходы.
Результаты. В статье сформирован системный подход к подготовке специалистов в области создания (проектирования) продукта и продвижения его на рынок в соответствии с потребностями предприятий, включая технико-технологическую и экономико-управленческую сферы, по направлению «Инноватика» (общего профиля). На основе анализа потребностей рынка труда в сфере ресторанного бизнеса в области инноватики разработан перечень профессиональных стандартов и их ключевые трудовые функции, которые должны учитываться при разработке образовательного стандарта по направлению «Инноватика» общего профиля.
Выводы. Существующая в России система высшего образования должна отвечать потребностям общества в квалифицированных инновационно ориентированных специалистах, способных творчески решать профессиональные
задачи. Формированию и развитию инновационной системы в первую очередь способствуют квалифицированные кадры в области инновационной деятельности, в том числе подготовка бакалавров по направлению «Инноватика» об-
щего профиля. Перечень профессиональных компетенций выпускника программы бакалавриата должен соответствовать содержанию обобщенных трудовых функций соответствующих профессиональных стандартов.
|
|
Ключевые слова
|
система высшего образования, инновационноориентированные кадры, профессиональные стандарты, трудовые функции, технологическое предпринимательство, управление интеллектуальной собственностью, инновационная деятельность
|
| Список литературы |
1. Hyung Nam Kim. The phenomenon of blogs and theoretical model of blog use in educational contexts / Hyung Nam Kim // Computers & Education. – 2008. – Vol. 51. – P. 1342–1352. – DOI 10.1016/j.compedu.2007.12.005.
2. Fischer, G. Innovative socio-technical environments in support of distributed intelligence and lifelong learning / G. Fischer, S. Konomi. – DOI 10.1111/j.1365-2729.2007.00238.x.
3. Shin, J. C. New challenges for higher education: global and Asia-Pacific perspectives / J. C. Shin, G. Harman // Asia Pacific Education Review. – 2009. – Vol. 10, iss. 1. – P. 1–13. – DOI 10.1007/s12564-009-9011-6.
4. Chanphirun Sam. Understanding the concept of the entrepreneurial university from the perspective of higher education models / Chanphirun Sam, Peter van der Sijde. – DOI 10.1007/s10734-014-9750-0.
5. Task Force on Higher Education and Society // Higher education in developing countries: Peril and promise. – Washington : The International Bank for Reconstruction and Development/THE WORLD BANK, 2000.
6. Enders, J. Higher education and labor market / J. Enders // Higher Education – Society Enschede. – The Netherlands : University of Twente, 2010.
7. Welch, A. Higher education in Southeast Asia: Blurring borders, changing balance /A. Welch. – New York : Routledge, 2011.
8. Molly N. N. Lee. Higher Education in Southeast Asia: Blurring Borders, Changing Balance / Molly N. N. Lee // Comparative education review. – 2011. – Vol. 57, iss. 1. – P. 173–175.
9. Преображенский, Б. Г. Формирование современных исследовательских компетенций в условиях российской цифровизации / Б. Г. Преображенский, Т. О. Толстых, Е. В. Шкарупета // Регион: системы, экономика, управление. –
2017. – № 3 (38). – С. 65–74.
10. Мяло, В. В. Совершенствование элементов дуального образования в системе подготовки инженерных кадров на факультете технического сервиса в АПК / В. В. Мяло, О. В. Мяло, Е. В. Демчук // Электронный научно-методический жур-
нал Омского ГАУ. – 2017. – № S3. – С. 11.
11. Воронова, Г. А. Разработка профессиональных стандартов и согласование содержания профессиональных стандартов и образовательных программ / Г. А. Воронова // Молодой ученый. – 2015. – № 10. – С. 595–597
12. Левков, К. Л. Инновационный процесс и инновационный инженер / К. Л. Левков, О. Л. Фиговский // Инженерный вестник Дона : электронный научный журнал. – 2012. – № 2.
|